Комфортная среда равных возможностей: «сверим часы» в Международный день инвалидов

Фото: Константин Исааков

Российский сайт бронирования отелей, квартир и домов для отдыха и путешествий Tvil.ru провел опрос в социальных сетях, приуроченный к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря по инициативе ООН.

По его результатам, городом с самой удобной средой для людей ограниченными возможностями признана в России Москва (за нее проголосовали 26% респондентов).

В первую тройку городов с удобной средой для туристов с ограниченными возможностями вошли Сочи (20% голосов) и Санкт-Петербург (15%).

В пятерке лучших также Казань и Ялта (по 12% голосов).

В Международный день инвалидов главный аэропорт страны презентовал доступную среду для людей с ограничениями жизнедеятельности на примере вошедшего в этом году в строй Терминала В.

В Шереметьево сформирована специальная служба, обеспечивающая комфортабельность и беспроблемность доставки маломобильных пассажиров к рейсам. Возглавляющая эту службу Анна Москвина продемонстрировала работу служб специализированного зала «Меркурий» в этом новом, современном терминале.

А экспертами при этом выступили люди, впрямую заинтересованные в такого рода услугах и поддержке – незрячий Андрей и передвигающаяся на коляске Евгения.

В зал «Меркурий» эти два эксперта прибыли в сопровождении сотрудников аэропорта. Евгении при этом пришлось преодолеть неблизкий путь: ее автомобиль был припаркован в районе Терминала Е. Но каких-то ощутимых проблем, по ее мнению, это не создало: логистика передвижения между терминалами Шереметьево продумана и удобна всем.

Комната для гигиенических процедур, детская зона – все это в «Меркурии» несет на себе отпечаток заботы. И тут, и там есть тревожное кнопка.

Сотрудник зала контролирует время пребывания здесь пассажира и заранее подготовит его к выходу в зону вылета: можно ни чем не переживать.

Есть тут и индукционная система для слабослышащих, интернет-зона с компьютерными играми. Зал общей площадью 120 квадратных метров рассчитан на одновременное обслуживание до 20 посетителей.

На стойке ресепшн расположена «звуковая панель», которая обеспечивает прослушивание аудиоинформации пассажирами с нарушенной функцией слуха, пользующихся слуховыми аппаратами в режиме индукционной катушки «Т». Кресла тут — со специальным углом наклона спинки (это важно для колясочников). В санузле — кушетка для санитарных процедур. И, если что, неподалеку медпункт.

«Все наши терминалы получили паспорта доступности, но Терминал В – самый показательный», — говорит Анна Москвина.

В этом терминале есть тактильная навигация, информация дублируется шрифтом Брайля, установлены пандусы, подъемные платформы, заниженные стойки, кнопки вызова ситуационной помощи, индукционные петли.

Особенно все это было в новинку Андрею. «Летаю редко, — пояснил он. – Понравилось, что в коридорах Терминала В есть удобные направляющие дорожки, по которым мы сейчас сюда шли – я их ощущал тактильной тростью».

А вот Евгения, которая уже больше десяти лет передвигается в инвалидной коляске, — опытный путешественник. «До 10 раз в году, бывает, летаю: одна или с дочкой пяти лет, — поделилась она. – Вот недавно вернулась из США. Если сравнивать Шереметьево и американские аэропорты, то, по крайней мере, этот, новый терминал в чем-то, возможно, даже лучше с позиций доступности, чем иные американские. Я, знаете ли, человек дотошный: искала погрешности — и не нашла».

Но, к сожалению, не во всех российских городах аэропорты отвечают подобным требованиям. После Сочинской Олимпиады, а затем и Параолимпийских игр в умах наших сограждан, убеждена Евгения, многое изменилось: они стали несколько иначе относиться к людям с физическими и ментальными особенностями, считает она. Да и на недавний футбольный чемпионат мира приехало немало колясочников.

И все же рано говорить, что в этой сфере у нас все отлажено. Даже в столице. Например, в Домодедово парковка для инвалидов расположена очень неблизко от зоны вылета. А в отдаленных регионах сотрудники аэропортов порой совсем не ориентируются в ситуации. Люди же с ограничениями мобильности, как правило, не умеют отстаивать свои права.

Из зала «Меркурий» мы вместе с экспертами Андреем и Евгенией отправились к установленному на входе в Терминал В специальному табло с тактильным распознаванием и с озвучкой на русском, английском и китайский языках, и Андрей наощупь и на слух протестировал его, довольно легко разобравшись, где какая служба находится.

Чтобы попасть в бизнес-зал «Рублев», понадобилось подняться на третий этаж. Как справится с этой проблемой Андрей? Не растеряется ли? Конечно, нет – ведь все шереметьевские лифты «говорящие», прибытие на каждый этаж озвучивается.

А Евгения объяснила, как колясочник попадает уже непосредственно в самолет, если рейс загружается не через «рукав», а с летного поля (не тащить же человека на коляске по трапу): для этого, оказывается, существуют специальные амбу-лифты.

Зал «Рублев» постоянно посещают люди ограниченной мобильности, и здесь к ним очень внимательны. Помогают выбрать еду и, конечно же, донесут ее до столика.

Приспособлены для них и туалеты, комнаты отдыха.

Даже на второй этаж очень просто добраться – на панорамном лифте, куда легко въезжает коляска.

А как приятно прикоснуться руками к красивым игрушкам на новогодней елке…

Что до парковки, то теперь Женя знает: она есть при каждом терминале. Места для инвалидов здесь на 10% шире обычных.

Достаточно обратиться к диспетчеру – и он все покажет, поможет припарковаться.

В прошлом году Шереметьево обслужил более 140 тысяч пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Это на 44% больше, чем годом ранее. По итогам 2018 года аэропорт планирует обслужить свыше 178 тысяч таких пассажиров – на 25% больше, чем в 2017 году.

В вагонах беспилотных поездов межтерминального перехода (МТП) выделены места для перевозки инвалидов в креслах-колясках, в станционных комплексах МТП — просторные лифты.

Соответствующим образом оборудованы зоны таможенного досмотра, информационные стойки и стойки регистрации.

Динамика обслуженных пассажиров с ОВЗ в МАШ

2012                            30 000                           21%

2013                           42 900                            42,8%
2014                           64 300                            50%

2015                           79 900                            24%

2016                           99 200                            24%

2017                          142 500                          44%

2018                          178 000 (прогноз)         25%

• Проведена паспортизация объектов инфраструктуры и услуг. Терминалы B, D, E, F аэропорта признаны доступными для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

• Подъездные пути к терминалам оборудованы пандусами, предусмотрены бесплатные парковочные места, как для стоянки, так и для кратковременной остановки вблизи терминалов.

• Входы в терминалы оборудованы раздвижными дверями, на входах обеспечена возможность вызова сотрудников службы сопровождения.

• Доступен заказ услуг по сопровождению в специальном разделе на сайте аэропорта, в мобильном приложении, по телефону или по прибытии в аэропорт.

• Установлены специальные телефонные аппараты для слабослышащих пассажиров и гостей аэропорта.

• Стойки информации, регистрации, розыска багажа и залы повышенной комфортности оснащены индукционными петлями для слабослышащих пассажиров.

• Размещены тактильные пути и тактильно-звуковые мнемосхемы с информацией о местонахождении пассажира и возможных маршрутах движения, продублированной шрифтом Брайля и звуковым сопровождением.

• Выделены зоны ожидания для маломобильных пассажиров на выходах на посадку.

• Обеспечено наличие инвалидных кресел различных типов для беспрепятственного перемещения по терминалам.

• Обеспечена возможность пользования амбулифтами и подъемными платформами.

Кроме зала «Меркурий» (в общедоступной зоне Терминала B), есть в Шереметьево и другие аналогичные залы — «Сатурн» (в общедоступной зоне Терминала D) и «Сириус» (в «чистой зоне» Терминала E). Кстати, «Сириус» – это первый зал повышенной комфортности для пассажиров с ограничениями по состоянию здоровья, созданный в аэропортах России.

А еще Шереметьево – постоянный партнер нашей Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем». 30 августа 2017 года аэропорт провел интереснейшую экскурсию по своим службам для маленьких подопечных (в большинстве своем, колясочников) Детского хосписа «Дом с маяком».

Весной следующего года планируется еще одна такая экскурсия, причем детям обещали показать святая святых аэропорта – диспетчерскую.

Еще одно исследование на эту тему провел туристический поисковик Aviasales. Его вывод: во многих российских аэропортах не хватает оборудованных зон, амбулифтов и систем навигации для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

В выборку экспертов Aviasales попали 20 городов и 22 воздушных гавани. С помощью активистов был составлен список требований, обязательных для маломобильных путешественников. В него вошли удобная парковка в непосредственной близости от терминала, комплекс услуг по сопровождению, включая приоритетное обслуживание, корректность навигации, техническая оснащенность и готовность персонала.

«Во время комплексных проверок учитывают гораздо больше факторов, — пояснили в Aviasales. — Важно расположение канализационных люков, ширина просветов в дренажных решетках, правильный угол наклона спинки скамеек. Мы же исследовали доступность базовых сервисов, которые определили как минимально необходимые».

Сайты почти всех аэропортов содержат информацию о перевозке маломобильных пассажиров. На странице международного аэропорта Красноярска можно даже заказать услуги по сопровождению пассажира с ограниченными физическими возможностями (в большинстве случаев необходимо звонить).

Также хорошо обстоит ситуация с парковой: лишь у 9% терминалов нет выделенных парковочных мест. При этом, например, в Пулково инвалиды и их сопровождающие могут парковаться бесплатно. Комплекс сервисов для маломобильных пассажиров определен рекомендациями и приказом Минтранса.

После прохождения обязательных предполётных процедур, пассажир должен дождаться посадки в терминале. Однако почти в каждом втором аэропорту нет специально оборудованных зон для путешественников с различными формами физических ограничений. Исследование Aviasales показало, что 27% аэропортов не оборудованы системами навигации для пассажиров с нарушениями слуха и зрения в терминале.

Заключительный этап связан с подъемом на борт. Если посадка ведется не через «рукав» телетрапа, в норме пассажиру необходим амбулифт — машина, позволяющая поднять коляску прямо к самолету. В действительности в 27% исследованных аэропортов амбулифтов не оказалось. Также, далеко не у всех авиакомпаний оказались в наличии плечевые ремни, устройства, необходимые для поддержки спины (доступны на рейсах Аэрофлота). Несмотря на внушительный свод законов, регулирующих перевозку маломобильных пассажиров, эксперты из Всероссийского общества инвалидов, привлеченных Aviasales к исследованию, видят возможности для улучшения процедур.

«Из последних наиболее значимых проблем сейчас решаем вопрос бесплатного провоза второй кресла-коляски для инвалидов. В нормативном документе вопрос количества четко не прописан, но и ограничений только на одну кресло-коляску нет. Этим пользуются авиакомпании, устанавливая своим внутренним регламентом ограничения на бесплатный провоз не более одной кресла-коляски. Для инвалидов, которые уезжают в долгие путешествия это стало проблемой, так как многие, кроме уличной кресло-коляски, с собой берут и домашнюю. Также этот вопрос очень актуален и для инвалидов-спортсменов», — пояснил Денис Горшко, заместитель начальника Управления социальной интеграции Всероссийского общества инвалидов.

Представители туристического сервиса полагают, что невнимательное отношение к потребностям путешественников с различными физическими особенностями можно объяснить низкой осведомленностью об этих потребностях. Например, в России нет агрегированной статистики по количеству маломобильных пассажиров. Англоязычные источники оценивают глобальный объем путешественников с инвалидностью в 180 миллионов человек. При этом только американские 50 миллионов путешественников с ограниченными физическими возможностями — это огромный рынок в $175 миллиардов. Отмечается, что этот рынок растет на 22% в год.

Сервис Aviasales активно помогает людям с ограниченными физическими возможностями, участвует в благотворительных программах, в том числе и в нашей Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем», выставляя свои лоты на благотворительные аукционы и помогая таким образом собирать деньги для маленьких подопечных Детского хосписа «Дом с маяком».

Обзор подготовил

,

координатор Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем»

Источник