Фото: Совет по туризму Норвегии VisitNorway
В последние годы Осло занял прочное место на европейской культурной сцене. В норвежской столице нескончаемой чередой проходят модные события и культурные мероприятия мирового уровня. Выдающаяся архитектура, гастрономические изыски, впечатляющие выставки дизайна и современного искусства, множество фестивалей привлекают в город все больше и больше эстетов со всего мира. Вскоре в Осло появятся еще два знаковых архитектурных объекта – новые здания Национального музея искусств и Музея Мунка. Об этом информирует Совет по туризму Норвегии VisitNorway.
Музей Мунка в сотрудничестве с музыкальным фестивалем Эйя (Øya Music Festival) недавно представил публике короткометражный фильм «Между часами и кроватью» — о параллелях, объединяющих творчество современных деятелей искусства и знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка. Цель – по-новому взглянуть на наследие великого норвежского экспрессиониста. Одиночество, любовь, чувственность, скорбь и смерть – основные темы жизненного и творческого пути Мунка.
Что видит в работах Эдварда Мунка певица и поэтесса Патти Смит сегодня, спустя 75 лет после его смерти? Какие параллели она находит в своем творчестве? Вместе с десятью деятелями современного искусства, каждый из которых принимал участие в музыкальном фестивале Эйя, проходящем в Осло, создатели фильма раскрывают универсальные идеи и темы творчества Мунка и то, как они трансформируются в умах современных музыкантов.
Героями фильма наряду с Патти Смит стала целая плеяда современных деятелей искусства, начиная от известной французской певицы и актрисы Шарлотты Генсбур и исполнителя хип-хопа из Атланты 6LACK, до пока малоизвестных, но подающих надежды восходящих звезд с родных Мунку берегов Норвегии.
С ранних лет Эдвард Мунк неизменно посвящал свою жизнь творчеству, и это помогало ему преодолевать многочисленные жизненные трудности: смерть матери и сестры, сложные отношения с отцом, бедность, болезни, психические расстройства, депрессию, пагубные привычки, несчастную любовь и одиночество. Искусство помогало Мунку выжить.
На протяжении всей своей жизни Мунк выражал свои чувства, не боясь показать все то, что испытывал глубоко в душе. Важным ключом к пониманию его автопортретов является некий драматургический подход к их написанию: он писал себя так, как хотел, чтобы его воспринимали другие. В творчестве Мунка рефлексия и самоанализ идут рука об руку с элементами сексуальности и мифологизации. Всегда выставляя свои глубочайшие эмоции на всеобщее обозрение, Мунк учит нас понимать всю сущность и глубину бытия. Признанный мастер модернизма, Мунк создал множество знаменитых шедевров.
Конечно, все знакомы с его «Криком». Однако наряду с этой всем известной «иконой экспрессионизма» его наследие насчитывает большое количество не менее интересных работ. Только в одной коллекции Музея Мунка в Осло представлены 1100 картин, 4500 рисунков и 18000 гравюр. Вся эта коллекция была завещана Мунком в его последние годы жизни городу Осло, и теперь каждый может наслаждаться его творчеством.
Участники проекта:
• «Я верю только такому искусству, которое рождается из жажды художника открыть свое сердце» (Эдвард Мунк)
• «Мое искусство – это добровольная исповедь и попытка объяснить самому себе взаимоотношения с жизнью. Поэтому, на самом деле, это проявление эгоизма, но я искренне надеюсь, что так я могу помочь остальным обрести ясность» (Эдвард Мунк)
• «Знаете, когда я увидела эту картину впервые, я подумала, что на ней изображена моя мать и я сама. Я в детстве очень много болела. Я помню, что эта картина произвела на меня очень глубокое впечатление, и это здорово, что я вижу ее снова. Разглядывать ее, стоя перед ней, — то же самое, что читать книгу» (Патти Смит делится впечатлениями о картине Эдварда Мунка «Больной ребенок», 1896 год)
• «Много людей, совершающих самоубийства, зачастую являются довольно успешными в жизни. Успех не всегда связан со счастьем. Они могут быть очень одиноки» (Патти Смит о позднем признании Эдварда Мунка)
• «Самовыражаясь, я постигаю свои цели. Я созидаю, чтобы не просто сказать, что я хочу, но и для того, чтобы другие люди могли понять и почувствовать что-то» (6LACK рассуждает об ассоциациях с творчеством Мунка)
• «Выбор цветовой гаммы просто невероятный, эти цвета сами по себе ужасны. Но в целом все выглядит просто прекрасно» (Шарлотта Генсбур о картине Мунка «Плачущая обнаженная», 1913-1914 годы)
• «Вы не можете не думать о Мунке, если занимаетесь искусством в Осло. Он – сила, мощь» (Бендик Гиске)
• «Все ваше творчество – это как ваш автопортрет на фоне общей массы вещей» (Чезинандо)
французская певица и актриса Шарлотта Генсбур в Музее Мунка.